Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Физическая культура и массовый спорт

Физическая куль тура и Массовый спорт

Значение физической культуры и спорта в современном обществе непрерывно возрастает. Превращаясь из занятия для части населения в массовый вид деятельности, они неизбежно становятся объектом рассмотрения не только спортивных, но и социальных наук. Массовый спорт как социальное явление представляет собой «непрерывный социальный эксперимент». Он выполняет ряд значимых социальных функций, позволяет наращивать человеческий капитал и расширять потенциал общества в целом. Физическая культура и спорт являются носителями индивидуальных и общественных ценностей, которые могут быть использованы для укрепления общего здоровья человека и служить задачам совершенствования его общественной деятельности.
Сточки зрения теории управления физическая культура и спорт выступают специфическим объектом человеческой деятельности, направленной на эффективную и планомерную работу для обеспечения потребностей граждан в физическом самосовершенствовании. В отечественной управленческой и специальной литературе широко применяется общий термин «физическая культура и спорт». В таком случае в рамках данного явления выделяется специфическая часть, трактуемая как «спорт». В рамках нашего исследования мы будем рассматривать термины «спорт» и «массовый спорт» как понятия близкие, но не тождественные. Одновременно в отечественной науке используется понятие «физическая культура», также имеющее общие черты с понятием «спорт». Так Н.С. Ведерникова считает, что физическая культура — «это совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, существующих для физического совершенствования человека. Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры».
В понятие массовый спорт, входит деятельность людей, в формате процесса физического воспитания и самовоспитания, самоанализа и самоконтроля для общего физического развития, оздоровления, совершенствование двигательных умений и навыков, занятия на уровне физической рекреации, улучшение осанки и телосложения. При этом под рекреацией здесь и далее нами будет пониматься комплекс оздоровительных мероприятий, включающих активные физические упражнения, самодеятельный спорт, и отдых с использованием подвижных игр и естественных сил природы. Как правило, это занятия для здорового человека не связаны с очень большими физическими нагрузками, перегрузками и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинарный, тонизирующий и оздоровительный эффект для всех сторон его деятельности.
На наш взгляд, в отечественной науке и практике управления понятие «массовый спорт» или «массовая физическая культура и спорт» на сегодняшний день нуждаются в уточнении. Известно, что термин «физическая культура» практически не используется за рубежом, где все физические упражнения объединяются понятием «спорт». В отечественной социологии физическая культура и спорт рассматриваются как самодостаточные и самостоятельные феномены. В то же время они изучаются совместно, составляя единый предмет научного исследования.
Более того, физическая культура и спорт как отрасль деятельности, включавшая в себя массовый спорт и спорт высших достижений, представляла собой единую систему в практике управления до конца 80-х годов ХХ века. Анализ работ, посвященных структуре физической культуры, показал, что общепринятым является подход, согласно которому выделяется несколько уровней:
массовый, или «спорт для всех», т.е. занятия физическими упражнениями вне зависимости от пола, возраста, не имеющий целью участие в каких-либо соревнованиях и получение спортивного разряда, в том числе с лечебной или рекреационной целью;
спорт высших достижений, включающий в себя любительский спорт, подразумевающий участие в соревнованиях, получение спортивного разряда;
профессиональный спорт, подразумевающий «спорт как профессию», т.е. нацеленный на предпринимательскую деятельность.
С нашей точки зрения, необходимо более строго разграничивать понятия «спорт для всех» и «массовый спорт», невзирая на то, что порой их сопоставляют как синонимы. В сферу массового спорта входят такие ответвления как: лечебная гимнастика, адаптивная физическая культура, производственная гимнастика, некоторые виды дыхательной гимнастики (йога), простейшие формы туризма, также сюда можно включить элементарные подвижные и подвижные с элементами спортивных, игры на свежем воздухе. Также сюда можно отнести пешеходные и велосипедные прогулки, ходьба на лыжах в зимний период, оздоровительный бег, занятия атлетизмом (комплексы упражнений с гирями, гантелями, резиновым эспандером), простейшие комплексы гимнастики (упражнения на перекладине, брусьях).
Также под массовым спортом следует понимать систему занятий населения отдельными видами спорта или физическими упражнениями в целях физического самосовершенствования, не имеющей основной целью участие в соревнованиях и получения спортивного разряда, участники которой не имеют противопоказаний к занятиям комплексами лечебных упражнений.
Стоит особо отметить, что значительно затрудняет занятия массовым спортом общее количество и состояние спортивных сооружений. За последние годы общий прирост физкультурно-спортивных сооружений обеспечивается, в основном, за счёт увеличения сети плоскостных сооружений. По данным Б.Х. Ланда, расчет загруженности (определяемых по временным периодам) рассчитывается «как отношение показателя фактической загруженности к нормированному показателю». Идеальное сочетание коэффициента должно быть равным единице, отклонения от него как в положительную, так и отрицательную стороны, «свидетельствуют о перегруженности или не заполняемости спортивного сооружения» . При этом сеть спортивных залов увеличивается в общеобразовательных и учреждениях среднего профессионального образования. Противоположная тенденция характерна для вузов, число которых увеличивается, это обуславливается растущей ролью высшего образования в обществе, которое подразумевает организацию различных подразделений вузов в отдельных зданиях, не оборудованных для ведения образовательной деятельности и не содержащих площади для занятий спортом.
Определённый перелом в отношении к массовому спорту на всех уровнях государственной власти произошел в начале XXI века. Начиная с 2000 года, развитие массового спорта приобретает управляемый характер с принятием ряда программных документов, например, стратегии демографического развития РФ и т.д., в которых затрагиваются вопросы улучшения общественного здоровья, в том числе посредством вовлечения населения в занятия спортом.
Однако на процессы развития массового спорта и формирования ресурсной базы продолжают негативно влиять, во-первых, приоритет спорта высших достижений, во-вторых, отсутствие четкой системы управления в данной сфере, как в масштабах государства, так и на региональном уровне. Не определена компетенция органов различных иерархических уровней власти. Основным негативным фактором, сдерживающим развитие массового спорта, является проблема институционального характера — согласно современному российскому законодательству данная отрасль является составной частью отрасли нематериального производства «Здравоохранение и физическая культура».
Во время заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, Президент РФ В.В. Путин отметил: «Олимпиада и Параалимпиада показали, что мы возвращаемся в число лидеров мирового спорта. И этот высокий статус налагает на нас особую ответственность. Прежде всего, за продвижение ценностей спорта, здорового и активного образа жизни для всех без исключения граждан страны».
На заседании главная мысль В.В Путина выражалась в том, что ведущим фактором должно стать развитие массового спорта, доступного людям разного возраста и разного уровня физического состояния. Как отметил глава государства главное в этом вопросе — это привлечение к занятиям максимального количества всех граждан. Одной из важнейших мер в этой сфере является возрождение комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»). Особо было подчёркнуто, что эта проблема должна решаться в рамках общественных усилий. Основным методом достижения цели, является строительство спортивных сооружений в шаговой доступности, организация некоммерческих физкультурно-спортивных клубов по местам жительства, работы или службы.
В этой связи нам видится, что массовый спорт должен представлять собой самостоятельную отрасль нематериального производства, а также выступать в качестве специфического объекта государственного управления. Это связано со следующими обстоятельствами.
Во-первых, большинство видов услуг занятий массовым спортом не может быть предоставлено без специфического технического оснащения в специализированном помещении.
Во-вторых, труд работников спортивной сферы носит специфический характер. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к персоналу в данном виде деятельности, они должны обладать документально подтвержденной квалификацией определенного уровня. Соответственно, квалификация для руководства занятиями массовым спортом должна быть представлена в качестве отдельной образовательной услуги.
В-третьих, занятия массовым спортом как вид услуг представляют собой самостоятельный продукт, формирующийся по специальным стандартам и соответствующий ряду норм и нормативов.
Основная причина недостатков управления массовым спортом — недооценка органами управления социальной роли данного вида деятельности. Многие задачи по развитию массового спорта, которые предпринимались в последние годы, остаются остроактуальными. Требует дальнейшего развития и реформа в области управления физической культурой и спортом в целом, и массовым спортом, в частности.
Управление массовым спортом, можно охарактеризовать, как управление процессами, так как оно, наряду с другими видами человеческой деятельности, входит в раздел социально-культурных услуг. В дальнейшем эта специфическая отрасль разделяется на самостоятельные виды деятельности. Главной задачей управления является обеспечение потребностей граждан в организованных и неорганизованных занятий массовым спортом.
С нашей точки зрения целью управления будет являться достижение в данном социальном пространстве состояния, отвечающего системе государственных показателей, которые, в свою очередь, определяют оптимальное соотношение затрат и эффективной занятости населения массовым спортом. Такое управление базируется на принципах материального обеспечения деятельности, системной заинтересованности граждан, оптимальности затрат, субсидии усилий (сочетании государственного, некоммерческого и коммерческого участия), иерархичности управления, паритетности управления, поощрения самоорганизации граждан в спортивные общества и клубы.
Для осуществления наиболее эффективной работы по управлению следует умело использовать различные методы управления. К основным методам относятся распорядительные, организационные, административные и хозяйственные. Их сочетание определяется распределением полномочий между различными уровнями власти — федеральным, региональным и местным.
Рациональная структура управления должна быть основой для определения числа необходимых работников, а не наоборот. Структура должна постоянно совершенствоваться, изменяться под влиянием развития самого объекта, при этом меняется набор и содержание функции. Определяющим фактором управления является сочетание государственной и общественной деятельности в изучаемой сфере. Взаимодействие в управлении различного уровня представителей органов и частных лиц характерно для организационной структуры управления массовым спортом. Ведущая роль в управлении отводится физкультурно-спортивным обществам. Отличаясь по конкретным целям и роли в обществе, они являются важной формой проявления активности граждан.
В настоящее время система общественных (государственных и негосударственных) организаций формируется практически заново. Это можно проследить на примере общественно-государственных физкультурно-спортивных объединений. Физкультурно-спортивные общества, спортивные федерации, спортивные союзы и иные общественные организации работают на основе устава, высшим органом, как правило, является конференция. Главными задачами физкультурно-спортивных обществ является: привлечение к регулярным занятиям спортом всех членов общества путем пропаганды здорового образа жизни; организация физкультурно-массовой работы среди сотрудников министерств, ведомств и структурных подразделений; развитие массового и детско-юношеского спорта, служащего оздоровлению нации и формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни.
В настоящее время на федеральном уровне управлением массового спорта осуществляет Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Оно является правопреемником существовавшего до 2008 года Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Кроме функции руководства указанной деятельностью, Федеральное агентство оказывает ряд государственных услуг. В частности, в его ведение отнесено управление государственным имуществом.
В связи с усилением внимания со стороны государства к проблемам массового спорта изменяются приоритеты деятельности. Создание материальных условий и системы морального стимулирования населения к занятиям спортом позволит не только воспитать «конкурентоспособное молодое население», но и значительно усилить потенциал здоровья граждан всех возрастов. Усилия государства направлены как на повышении эффективности управления данной сферой деятельности, так и на усиление ее финансовой поддержки.
Массовый спорт должен выступать в качестве специфического объекта управленческого воздействия как на федеральном, так региональном и местном уровнях. Управление массовым спортом сочетает общие и частные методы управления и направлено на эффективное достижение, как целей государственного развития, так и удовлетворения человеческих потребностей в физическом самосовершенствовании. Для выполнения целей программного развития Российской Федерации необходимо предпринять ряд организационных мер по модернизации положения массовой спорта в обществе, его материальной и кадровой базы. Основные пути и методы достижения этого будет рассматриваться нами в дальнейшем.

Loading